День космонавтики. В советские годы этот праздник был одним из самых любимых в нашей стране. Ещё бы - нам было чем гордиться! Для многих, родившихся в постсоветскую эпоху, 12 апреля - просто дата в календаре. Но только не для учеников гатчинской школы № 7. Знают ли современные мальчишки, почему лет 50-60 назад большинство их сверстников мечтало стать космонавтами? Почему вся страна так переживала за каждый космический полёт?
Конечно, о главных успехах в освоении космоса рассказывают учебники истории. Но пытливому уму всегда хочется узнать больше.
В музее школы № 7 много лет «живут» молчаливые свидетели той эпохи:
бюст первого космонавта,
значки, выпущенные в честь первого полёта в космос
подлинный выпуск газеты «Комсомольская правда» с трагической новостью о гибели Юрия Гагарина...
Но эта экспозиция интересна не столько количеством тематических экспонатов (не так уж их здесь и много), сколько тем, что рассказывают о ней сами школьники.
Впрочем, в этом музее все экскурсии проводят ученики.
«Кто-нибудь знает, почему в первый космических полёт отправили дворняг, а не породистых собак?», - спрашивает второклассников ученица 8-го класса Таисия Антышева.
Один из предложенных ответов, оказывается верным – дворняги лучше приспособлены к трудным условиям обитаниям.
Интерактивная экскурсия заканчивается изготовлением ракеты в технике оригами. Подобные мастер-классы с младшими школьниками Таисия проводит уже 4-й год.
Таисия - не единственная ученица в школе, увлечённая музейной работой. Да-да, именно – работой, ведь школьники вместе со своим идейным вдохновителем и руководителем Светланой Николаевной Максимовой отдают музею немало свободного времени.
Музей, которому уже больше полувека, настоящая гордость школы № 7. И это не «законсервированное», а реально живущее образование. Новые экспозиции здесь появляются регулярно, и материала, который хранится в музейных архивах, хватит ещё на долгие годы. Кроме того, фонд музея продолжает пополняться – ценные экспонаты приносят и учителя, и родители учеников и просто жители Мариенбурга.
Конечно, большинство экспозиций связано непосредственно со школой. Но есть и предметы, которые к школе отношения не имеют. Но это только на первый взгляд.
Вот настоящий (работающий!) ткацкий станок. О нем рассказывает девочкам учитель технологии.
А вот (работающий!) патефон. Как?! Без электричества? Отличное подспорье для уроков физики.
Особое место в музее занимает экспозиция, посвящённая подвигу комсомольцев-подпольщикам. За исследовательскую работу на эту тему школа получила множество наград.
Символично, что после завершения реновации школы первыми посетителями музея (не считая учеников школы) стали завучи по воспитательной работе и руководители школьных музеев, приехавшие со всего района на семинар «Деятельность школьного исторического музея «Наследие» в образовательном пространстве СОШ №7».
«Семёрка» позиционирует себя, как школа, где в приоритете – патриотическое воспитание. Отсюда и такое внимание к прошлому. Не так давно, например, в школе прошла конференция
«Листая страницы семейного альбома». А год назад мы рассказывали о триумфальной победе школы в конкурсе
«Наше прошлое и настоящее».
Главное – и в этом смогли убедиться все участники семинара – в детском патриотизме нет ничего показного.
Отдельного восхищения гостей заслужил
сайт музея «Наследие».
Его разработали и запустили ученики школы, десятиклассники Максим и Фёдор Мельниковы. Так что теперь побывать в уникальном школьном музее можно и виртуально. А со следующего школьного года музей готов принимать заявки на экскурсии из других школ.
Юлия Колбенева
(*4)