Алексей Гайдуков: Нет смысла бороться с экстремизмом декларациями

Алексей Гайдуков: Нет смысла бороться с экстремизмом декларациями

27.10.2016, 19:11

26 октября в Гатчинском городском Доме культуры состоялся круглый стол на тему: «Профилактика распространения экстремистской идеологии в Ленинградской области и Санкт-Петербурге».

Конференцию открыла Лира Бурак, председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области:

Никакие мотивы не могут являться основанием для такой угрозы, как экстремизм. Распространение экстремистской идеологии может иметь необратимые последствия, поэтому необходимо последовательно истреблять предпосылки экстремизма и своевременно выявлять причины разжигания конфликтов на межнациональной почве.


О работе, которая в этом направлении ведётся на территории Гатчинского района, рассказал Роман Дерендяев, первый заместитель главы администрации ГМР:

На территории Гатчины и района проживают представители более 100 различных национальностей. При Главе администрации работает Совет по межнациональным отношениям, который занимается разрешением возникающих проблем. Наряду с этим мы проводим праздники, объединяющие представителей разных культур и национальностей. Кроме того, активно сотрудничаем в данной области с общественными организациями. В общем, прилагаем все усилия, чтобы на нашей территории царили мир и согласие.

Среди спикеров круглого стола – преимущественно преподаватели крупнейших петербургских вузов, практически все имеют учёные степени и не первый год исследуют проблему экстремизма. Неудивительно, что за 5 часов конференции были высказаны самые разные точки зрения на существующую проблему и пути её решения.


Максим Стадников, доцент Центра государственно-конфессиональных отношений Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации:

Ещё совсем недавно я выделял 4 основных источника экстремизма: правонационалистические организации, исламские радикальные структуры, деструктивные религиозные организации (попросту – секты), системная оппозиция. Считалось, что в эти структуры вовлекается определенный социо-психологический тип людей с конкретным характеристиками: возраст от 13 до 25 лет, запрос на «миссию», проблемы в семье, неэффективная социализация.
Но сегодня я бы хотел обратить внимание на следующую проблему – проблему ценностей и смыслов, которая затрагивает не только молодёжь, но и более широкие слои населения. Ещё 2-3 года назад так называемых «специалистов по целеполаганию» в стране можно было по пальцам пересчитать. Сегодня мы наблюдаем огромное количество тренинговых центров психологического роста, где людям обещают обретение какого-то смысла жизни. По сути, эти центры – не что иное, как секты. Причём, в них вовлекаются люди, которые изначально были совершенно не готовы участвовать в каких-то политических действах, тем более экстремистских акциях.

В числе участников круглого стола – Муфтий Санкт-Петербургской Соборной мечети – Равиль Панчеев. В своём выступлении он расставил чёткие акценты на терминах, имеющих отношение к исламу, и резко осудил так называемый исламский радикализм, который, по его мнению, извращает духовность и мусульманскую психологию. Муфтий назвал исламский радикализм арабским фашизмом, который финансируется «международными толстосумами».


Равиль Панчеев, председатель Духовного управления мусульман Северо-Западного региона РФ, Муфтий Санкт-Петербургской Соборной мечети:

Сегодня всем нам пытаются внушить, что дружба народов не работает. Нет, не работает толерантность. Это не наш термин, он означает терпимость. Нам говорят: будьте толерантны, то есть терпимы. А почему мы должны терпеть что-то или кого-то? Мы должны уважать, а не терпеть. А дружба народов работает. Но мы все должны соблюдать нормы международного права, исключать двойные стандарты.

Доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Гайдуков остановился на проблемах профилактики экстремизма. Одна из них – проблема квалификации терминов. Он заметил, что даже среди присутствующих специалистов мало кто сможет однозначно квалифицировать явление экстремизма. Дело в том, что существует несколько уровней понятия термина «экстремизм»: бытовой, юридический, конфликтологический. В результате возникает путаница не только в сознании людей, но и в нашем законодательстве. Непонятно, например, почему одни и те же действия, которые по административному кодексу квалифицируются, как хулиганские, при определённых обстоятельствах переходят в разряд экстремистских, и наоборот.


Алексей Гайдуков, доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена:

Нередко приходится слышать фразу: «Ради блага и справедливости мы можем себе позволить нарушить некие нормы закона».
Недавно мне довелось общаться с одним общественником, который пытается отстаивать идеи этики и русского национального характера. Он рассказал о том, как под его руководством группа крепких молодых людей зашла в крупный книжный магазин и потребовала убрать с полок литературу развратного, по их мнению, содержания. По его словам, сотрудники с ними согласились и убрали те книги, на которые указали «братки».
«На каком основании вы это устроили?», – спросил я. Смысл ответа был таков: «Эта литература нарушает наши представления о добре и справедливости. Мы, как русские люди, не можем допустить, чтобы нравственность попиралась».
Вопрос: может ли в крупном магазине (не лавке с жёлтой прессой) находится литература по сексуальному просвещению? Я, как человек, имеющий отношение к науке, считаю, что такая литература необходима. Что касается школьников, за нравственность которых так переживает общественник, то сомневаюсь, что они ищут интересующую их информацию в книжных магазинах. Соответственно, мне показалось, что действия этого молодого человека со товарищи были явно радикального и противоправного характера. К чему я это говорю? 
Любое насилие в рамках каких-то акций, например, казачьих, мусульманских, православных патрулей – это нарушение закона. В нашей стране регулировать правоотношения могут только органы правопорядка. Не все это понимают.

Алексей Гайдуков выразил сожаление, что рекомендации, которые обсуждаются на подобных конференциях, не всегда доходят до тех людей, кому они необходимы, в частности, до сотрудников школ, муниципалитетов. По его мнению, борьба с различными «измами» в виде шума и деклараций может дать обратный эффект. Пустые разговоры, а подчас и многократное повторение слова «экстремизм» приводят к его обесцениваю. Бороться с явлением можно, не называя его, путём конкретных профилактических действий.

Юлия Колбенева

  После регистрации на сайте вы сможете прикреплять изображения к своим комментариям.
  Оставляя комментарий, вы принимаете Пользовательское соглашение.